Маргарита Черненко,
СМС, управляющий партнер Бюро Бизнес Инжиниринга
Как в текущих условиях улучшить финансово экономические показатели компаний? Проекты, которые компания Бюро Бизнес Инжиниринга выполнила за прошедшие два года совместно с нашими клиентами, свидетельствуют о том, что и в сегодняшних непростых условиях можно улучшить финансово-экономические показатели компании.
Вначале правильный диагноз Финансовый анализ как отправная точка реструктуризации бизнеса и оптимизации бизнес процесса логистики
В статье на практических примерах показан методологический подход, состоящий из четкой и логичной последовательности шагов, позволяющей разработать и реализовать реструктуризацию системы управления компанией. Эта последовательность шагов начинается с финансового анализа состояния компании, выявления узких мест в деятельности и в системе управления, и завершается реинжинирингом (оптимизацией) основных бизнес процессов компании, разработкой и внедрением новых методик планирования, новых принципов и аналитик учета, внедрением бюджетного планирования и контроля. Описанная методология на практике показала почти 12% увеличение прибыльности.
В условиях кризиса для многих компаний безусловно первоочередной задачей стала реструктуризация системы управления с целью эффективного управления доходами, снижения затрат, управления доходностью активов и повышения эффективности бизнеса.
Как разработать и провести реструктуризацию системы управления?
Для того, чтобы не ограничиваться формулировками общих подходов, рассмотрим этот процесс на обобщенном примере компаний, занимающихся импортом FMCG товаров (продукты питания и прочие повседневные продукты потребления) оптовой продажей импортируемой продукции на территории Украины. Такие компании для осуществления своей деятельности задействуют структуру региональных складов (находящихся либо в собственности, либо арендуемых), и, как правило, имеют высокую составляющую затрат на транспортировку и хранение в общей структуре затрат компаний. В связи с чем и возникает вопрос, а можно ли снизить затраты на транспортировку и хранение?
Прежде, чем разрабатывать план реструктуризации системы управления, консультанты Бюро Бизнес инжиниринга совместно с финансовым департаментом проводят диагностику деятельности и анализ финансового состояния компании за последние 5 лет.
Шаг 1. Финансовый анализ состояния предприятия
За годы своей практики, мы проанализировали несколько подходов к анализу финансового состояния компании. Следует отметить, что в англоязычной литературе по финансовому анализу всегда обращается внимание на то, что выбор метода анализа и коэффициентов анализа определяется целью, с которой анализ проводится. Так, кредитный аналитик банка должен больше обращать внимание на показатели ликвидности и платежеспособности, в то время как собственника волнует доходность на собственный капитал и доходность используемого капитала. Поэтому, в используемой нами методике финансового анализа, мы основываемся именно на позиции собственника. Т.е. основные анализируемые показатели – это показатели ROE и ROCE, а вместе с ними четкое разделение деятельности компании на две составляющие: операционную (основную) деятельность и структуру финансирования.
ROE (По первым буквам английского Return On Equity) – рентабельность собственного капитала или мера
эффективности использования собственного капитала.
ROCE (По первым буквам английского Return On Capital Employed) - рентабельность используемого капитала или мера эффективности использования используемого капитала.
Подобное разделение деятельности компании на операционную и структуру финансирования определяется тем, что для оценки эффективности основной (операционной деятельности) совершенно безразлично мобилизован капитал для ее обеспечения, т.е. является ли он собственным или одновременно собственным и заемным и в каком соотношении. В то же время структура финансирования (источник получения средств) оказывает влияние на долю прибыли, которая уходит в банк, а не акционерам. Чем больше долг компании, тем больше денег она должна выплатить в виде процентов и тем меньше остается прибыли, на которую могут претендовать акционеры. Именно показатель ROCE предоставляет возможность оценить эффективность операционной деятельности, т.е. насколько эффективно управляется компания (насколько эффективно работает операционный менеджмент компании) вне зависимости от источников финансирования деятельности. А взаимосвязь ROCE и ROE показывает влияние структуры финансирования на капитализацию и риски бизнеса, т.е. насколько эффективно используется внешнее финансирование для увеличения благосостояния акционеров, с другой стороны, насколько высоки риски компании и акционеров при использовании внешнего финансирования.
Формулы расчета ROE и ROCE:
Взаимосвязь ROCE и ROE может быть выделена из формул этих коэффициентов:
В русскоязычной литературе по финансовому анализу часто в качестве основного показателя для оценки результатов деятельности используют коэффициент ROA (Return on Assets), а между ROA и ROCE ставят знак равенства.
ROA (По первым буквам английского Return on Assets) – доходность на активы.
Однако, такое уравнивание является ошибкой, так как для расчета коэффициентов берется, как разная прибыль, так и разный знаменатель.
Формула расчета ROA:
Как видим, для расчета ROCE используется операционная прибыль и Чистый используемый капитал, а для расчета ROA используется прибыль после уплаты процентов и Активы. Приверженность использования ROA определяется тем, что на основе данного показателя строится формула DuPont, в которой очень просто формируется взаимосвязь между ROA и ROE.
Однако, в этой взаимосвязи ROE и ROA, в отличие от взаимосвязи ROE и ROCE, прослеживается только рычаг влияния – соотношения собственного и заемного капитала и скрыто влияние стоимости заемного капитала. Интересно, что с началом кризиса ROA и ROCE во многих компаниях показали разные тенденции изменения. Показатель ROA продемонстрировал падение. И это понятно, так как многим компаниям пришлось реструктуризировать валютные кредиты и перевести их в гривневые по текущему курсу, что привело к увеличению, как процентов по кредитам, так и невыплаченной части тела кредита в связи с изменением валютного курса. В то же время показатель ROCE во многих случаях продемонстрировал рост. И это тоже понятно, так как компании более тщательно стали управлять оборотным капиталом и затратами. Т.е. повысилась эффективность операционного управления при снижении эффективности управления структурой капитала.
Проанализировав основные показатели, мы переходим к дальнейшему анализу составляющих этих коэффициентов, в первую очередь составляющих показателя ROCE, а они следующие: капиталоотдача и рентабельность деятельности.
Взаимосвязь ROCE, «Капиталоотдачи» и «Рентабельности деятельности» следующая:
или
Шаг 2. Выделение основных бизнес процессов и анализ затрат
Данный шаг уже можно считать определенными работами по реструктуризации системы управления, так как, как можно будет увидеть далее, в результате его выполнения получаем: выделенные основные бизнес процессы компании, пересмотренную структуру затрат и структуру себестоимости в привязке к основным бизнес процессам компании, а также бизнес процессы и статьи затрат, на которые будет обращено основное внимание в ходе реструктуризации системы управления.
Анализируя рентабельность операционной деятельности, необходимо проанализировать структуру себестоимости и структуру затрат с тем, с тем, чтобы понять какие статьи и виды затрат оказывают наибольшее влияние на рентабельность операционной деятельности. Для этого мы проводим выделение и анализ основных бизнес процессов компании. На основе многолетнего опыта мы вывели несколько правил, которые используем для выделения основных бизнес процессов компании.
Во-первых, это процессы, которые непосредственно вовлечены в создание продукта или услуги (потребительской ценности или ценности предлагаемой покупателю, CVP) для потребителей.
Во-вторых, в результате реализации этих процессов происходит генерирование дохода компании по основному виду деятельности, т.е. изменение структуры баланса компании
В-третьих, для генерирования дохода эти процессы используют ресурсы, а с использованием этих ресурсов компания несет определенные расходы и затраты. Т.е. есть возможность четко соотнести получаемые доходы и затраты, понесенные для получения этих доходов. Иными словами, результат процесса изменяет структуру баланса и влияет в первую очередь на получение валовой прибыли, а далее на получение операционной прибыли.
Выделив основные бизнес процессы, выполняем классификацию и анализ затрат. Основные подходы – классификация на переменные и постоянные затраты, на затраты, включаемые в себестоимость (или которые будут включаться), и затраты периода. Фактически на этом этапе формируется новая структура Отчета о Доходах и Расходах. Статьи отчета детализируются и группируются таким образом, чтобы были выделены статьи, имеющие наибольший вес в структуре затрат. При этом статьи должны быть помещены в группу, соответствующую определенному основному бизнес процессу. К примеру, затраты на транспортировку могут присутствовать в нескольких процессах и важно понимать, с каким из процессов эти расходы ассоциированы. Затраты, связанные с транспортировкой сырья классифицируются как транспортно-заготовительные, относятся к процессу Закупки и, как правило, включаются в себестоимость. Затраты, связанные с перемещением сырья, продукции, товаров между складами компании (в частности распределенными по территории Украины) относятся к процессу «Запасы» и также должны включаться в себестоимость. Затраты, связанные с доставкой продукции клиентам относятся к процессу «Доставка клиентам». Таким образом, если первоначально в учете затраты на транспортировку фигурировали как одна статья, для дальнейшего анализа, а также для дальнейшего учета (для этого вносятся изменения в систему учета компании) мы детализируем эти затраты в привязке к основным бизнес процессам и классифицируем их на переменные и постоянные, и относимые на себестоимость и затраты периода.
В результате, получаем структуру Отчета о Доходах и Расходах, в которой выделены наиболее существенные статьи затрат в привязке к основным бизнес процессам компании. Проводим анализ статей затрат, их доли по отношению к выручке и динамике изменения за прошедшие 3-5 лет. К примеру, если одной из существенных статей является статья «Затраты на перемещение между складами» процесса «Запасы» и кроме того, статья растет непропорционально высокими темпами по сравнению с выручкой, значит необходимо решить задачу, как улучшить управление бизнес процессом «Запасы» и соответствующей статьей затрат. Собственно, данному процессу и статье затрат будет уделено особое внимание в ходе реструктуризации системы управления.
Шаг 3. Анализ логистических цепочек
Как улучшить управление затратами на перемещение между складами? Какие методы планирования и контроля могут быть применены?
Вариант 1. Методы финансового планирования
Методы финансового планирования предполагают, что финансовый план (в основном включает Прогноз Доходов и Расходов, Прогнозный Баланс и Прогноз Движения денежных Средств) на следующий период разрабатывается на основе достигнутого факта предыдущего периода с сохранением пропорций между основными операционными статьями: доли затрат в выручке и соотношения операционных статей в балансе. Очевидно, что спланировав таким образом значение статьи «Затраты на перемещение» и установив ее лимит, мы ничего не добьемся, так как у руководителя соответствующего центра ответственности от этого не появится инструментов управления данной статьей.
Вариант 2. Бюджетное планирование и лимит затрат
Можно ли использовать принципы управленческого учета, т.е. найти взаимосвязь затрат и объемов деятельности?
Рассмотрим факторы, которые влияют на затраты на затраты на перемещение. Таковыми являются количество перемещений и стоимость отдельного маршрута. В свою очередь, последняя зависит от его длины, расхода топлива на км, веса груза, цены топлива.
Если все перемещения осуществляются с использованием услуг транспортных организаций, на стоимость маршрута влиять сложно. Учитывая к тому же рост цены на топливо, следует взять на заметку, что данная составляющая имеет тенденции к росту. Таким образом, фактором который необходимо планировать и которым необходимо управлять, - это количество перемещений.
От каких других факторов деятельности зависит количество перемещений. Очевидно, что, чем больше компания продает и чем больше она закупает товаров, тем больше должно быть количество перемещений между складами. Хорошо, если такая зависимость есть, и можно вывести простую (Y = а + bх – линейная зависимость от одной независимой переменной, к примеру, объем продаж, или объем закупок) или множественную (Y = а + b1х1 + b2х2 + ... + bnхn – линейная зависимость одновременно от нескольких независимых переменных, к примеру, одновременно от объем продаж и объем закупок) линейную зависимость. Тогда планирование данной статьи затрат выполняется в соответствии с выведенной формулой, а ее контроль, - как по факторам влияния, так и по самому значению затрат. Однако, как было указано, мы рассматриваем более сложный вариант: статья затрат растет непропорционально высокими темпами по сравнению с выручкой, объемами продаж и закупок. Т.е. применить традиционные методы управленческого учета для управления статьей затрат тоже не получается.
Вариант 3. Анализ логистических цепочек и оптимизация перемещений
Сократить количество перемещений за счет большей загрузки автомобиля или использования машин большего размера также нельзя: используются фуры максимально возможной грузоподъемности и загружаются в полном объеме. Остается единственно возможный вариант оптимизации перемещений — проанализировать все логистические цепочки. При этом мы не ограничиваемся анализом собственно процесса «Хранение и перемещение» и исследованием процессов, в которых присутствуют определенные виды транспортировки. Мы анализируем также и другие аспекты бизнес-деятельности компании:
Структуру продаж и клиентской базы: концентрация покупателей по регионам, объемы покупки, выделение самых крупных клиентов (если такого выделения не было сделано ранее);
Близость покупателей к определенному региональному складу, существует ли зонирование клиентов в привязке к региональным складам;
Маршруты выполненных за предыдущий период перемещений между складами, маршруты доставок клиентам, затрат по маршрутам;
Осуществлялась ли доставка товара клиентам с ближайшего к ним склада: с каких складов фактически происходила отгрузка и доставка клиенту за прошедший период (т.е. на каких складах осуществлялась комплектация), с каких складов осуществлялось перемещение для комплектации отгрузки;
Какие методы прогнозирования спроса и планирования продаж используются;
Какие методы управления складскими запасами используются;
Учитывается ли при планировании запасов на складе прогнозы продаж клиентам, находящимся в зоне склада, т.е. тех, для которых отгрузка должна осуществляться с конкретного ближайшего склада. Иными словами пополняется ли склад в соответствии с будущими продажами, или для комплектации отгрузки часть товара нужно будет перемещать с другого склада;
Какова оборачиваемость запасов на складах и расчет затрат на хранение грн/кг/день в зависимости от оборачиваемости запасов;
и другие аспекты.
Фактически весь анализ направлен на то, чтобы получить ответ на вопросы: существуют ли не рациональные перевозки между складами, существует ли доставка клиентам со складов, не являющихся ближайшими к клиенту.
Как правило, наличие таких фактов свидетельствует о несовершенстве применяемых в компании методов прогнозирования продаж, планирования запасов и методов синхронизации работы всей логистической цепочки. Собственно, таким образом, мы получаем ответ на вопрос, какой из участков деятельности компании требует особого внимания при разработке мероприятий реструктуризации и их осуществления.
Шаг 4. Реструктуризация системы управления – повышение ее эффективности
Первоочередная задача, которую необходимо решить – разработать и внедрить методики управления логистической цепочкой, обеспечивающие синхронизацию продаж, управления запасами и закупками, результатом применения которой будет оптимизация перемещений и сокращение транспортных расходов.
Данную задачу консультанты Бюро Бизнес Инжиниринга решают следующим образом:
выполнятся группировка клиентов и привязка их к ближайшему (исходя из плеча доставки) складу, которого будет осуществляться доставка клиентам;
методики прогнозирования продаж дорабатываются таким образом, чтобы они учитывали, с какого склада будет осуществляться отгрузка и доставка товара клиенту;
методики планирования закупок товаров, доставки товара на склады хранения разрабатывается с учетом прогнозов продаж и отгрузки товаров с конкретного регионального склада таким образом, при планировании перемещений уже на уровне бюджетного плана исключаются нерациональные маршруты перевозок.
разработанные методики планирования реализуются в рамках системы бюджетного планирования и контроля, которая создается с использованием предназначенного для этих целей специализированного программного обеспечения UPE & PlanDesigner;
вносятся изменения систему учета для более четкого отображения логистических затрат в привязке к бизнес процессам компании;
разрабатывается и вводится регламент ежемесячного анализа план-факт-отклонение и корректировок плана на следующий период;
для оперативного управления разрабатываются методики еженедельного планирования, которые учитывают принятые на уровне бюджетного плана решения.
План реструктуризации помимо решения критического вопроса управления логистическими затратами может содержать ряд мероприятий, направленный на повышение эффективности системы управления в целом. Как правило, без реализации таких мероприятий, решение самого критического оказывается затруднительным, - все решается в комплексе.
Можно выделить ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности системы управления в целом (в том случае если указанные методики управления в компании ранее не применялись):
Разработка и внедрение методики планирования целевых финансовых показателей с помощью матрицы Мобли и методики разработки сбалансированного финансового плана;
Разработка финансовой структуры компании;
Классификация затрат: переменные, постоянные, входящие в себестоимость или затраты периода в привязке к бизнес процессам;
Разработка учетной политики;
Разработка и внедрение модели бюджетного планирования и контроля.
Результаты:
Результаты выполненных консультантами Бюро Бизнес Инжиниринга проектов в период конец 2008-2010 год показывает, что применение указанного подхода дает хорошие результаты:
При планировании перемещений исключаются нерациональные маршруты перевозок;
За счет разработки методики планирования продаж и перемещений, синхронизирующей материальные потоки компании при росте объемов продаж происходит сокращение общего количества перемещений;
Сокращение затрат на перемещение ведет к увеличение операционной прибыли и увеличению рентабельности операционной деятельности.
В условиях кризиса шансов выжить больше у тех предприятий, которые рассматривают рациональные расходы в систему управления как инвестиции в развитие бизнеса, которые создают устойчивую платформу увеличения его общей стоимости и практическое применение данной методики более подробно будет рассмотрено на примере конкретного бизнес-кейса.
Практический Бизнес Кейс
Краткое описание бизнеса
Основной вид деятельности компании - импорт продовольственных товаров и оптовая продажа импортируемых товаров на территории Украины.
Импортируемый товар — продукция длительного срока хранения (до одного года), доступность которой на мировом рынке носит сезонный характер и имеет существенные колебания.
В связи с этим она закупается не под ежемесячный прогноз продаж, а на весь год по принципу возможности осуществления максимальной закупки определенного товара в период его доступности на мировом рынке. Закупка конкретной номенклатурной позиции производится один–два раза в год, а затем весь объем реализуется в течение года, до новой закупки.
Для хранения товара предприятие использует собственный склад на востоке и арендует склады в восточной, центральной, западной и южной частях страны. Эксплуатационные расходы компании по собственному складу минимальны, по сравнению с арендой платой остальных складов. Основной товар импортируется большими партиями через таможенный пункт на юге Украины и поступает на таможенно-лицензионный склад (ТЛС). Из всех складов, используемых компанией, ТЛС — самый дорогостоящий. Объем каждой поставки превышает размер арендуемой на ТЛС площади, поэтому продукция сразу проходит таможенную очистку и перемещается на один из складов на территории страны.
Главный принцип, применявшийся при принятии решения, на какой склад перемещать товар с ТЛС, заключался в том, что в силу длительного срока хранения товар должен храниться на самых дешевых складах, поэтому сначала заполнялся собственный склад одним видом продукции, затем — более дорогой склад и т.д. Решение о перемещении с ТЛС на региональный склад всегда носило краткосрочный тактический характер: перевозка осуществляется туда, где в данный момент есть место. Впоследствии, в момент реализации, товар с разных складов транспортировался на один региональный склад для комплектации и доставки покупателю.
Компания столкнулась с проблемой значительного роста затрат на перемещение и доставку существенно превосходящих темп роста объемов реализации, которые составили достаточно большую долю затрат в структуре затрат компании.
Задачи
В условиях кризиса безусловно первоочередной задачей стала реорганизация системы управления с целью эффективного управления доходами, снижения затрат, управления доходностью активов и повышения эффективности бизнеса.
Решение
Шаг 1. Финансовый анализ
Финансовый анализ показал, что компания динамично развивается, темпы роста объемов продаж составляют более 60% в год. При этом финансовое состояние компании устойчивое: растут показатели ROE, ROCE, рентабельности деятельности, капиталоотдачи, соотношение собственного и заемного капитала, показатели ликвидности находятся в допустимых пределах. Однако при этом, непропорциональными темпами увеличиваются транспортные затраты.
Шаг 2. Выделение основных бизнес процессов и анализ затрат
Выделены основные бизнес процессы: «Закупки импорт», «Перемещение», «Запасы», «Закупки локальные», «Доставка клиентам», «Продажи». Транспортные расходы классифицированы в соответствии с их принадлежностью к бизнес процессам, фактически введены новые статьи транспортных затрат в рамках соответствующих процессов (в результате также изменена политика учета). Выделены блок «Транспортно-заготовительных расходов», расходов ассоциированных с процессом «Закупка импорт», блок «Затраты на перемещение», «Затраты на доставку».
В группе «Транспортно-заготовительных расходов» были введены новые статьи затрат: «Транспортные расходы до границы при импорте товара на условиях FOB, FCA», «Перевозка груза внутри таможенной зоны», «Услуги Погрузочно-разгрузочные (приемка груза на ТЛС)», «Услуги контейнерной линии», «Услуги железной дороги» и прочие.
В группе «Затраты на перемещение» были введены статьи «Услуги транспортно-экспедиционные по перемещению товара», «Транспортные расходы по перемещению (собственный транспорт)».
В группе «Затраты на доставку» были введены статьи «Услуги транспортно-экспедиционные по доставке клиентам», «Транспортные расходы по доставке (собственный транспорт)». По результатам анализа затрат в соответствии с их принадлежностью к бизнес процессам было выявлено, что наибольший вклад в непропорциональный рост транспортных расходов внесли расходы по процессам «Перемещение» и «Доставка».
Таким образом, основную задачу после шага 1 и 2 можно было сформулировать следующим образом «Как улучшить управление затратами на перемещение и доставку. Дальнейший анализ показал, что сократить эти затрат «в лоб» путем установления лимитов затрат в бюджете не удастся.
Шаг 3. Анализ логистических цепочек и оптимизация перемещений
Это обусловлено факторами, которые влияют на затраты перемещения и доставки. Таковыми являются количество перемещений (доставки) и стоимость отдельного маршрута. В свою очередь, последняя зависит от его длины, расхода топлива и цены на него.
Если все перемещения осуществляются с использованием услуг транспортных организаций, на стоимость маршрута влиять сложно. Учитывая к тому же рост цены на топливо, следует взять на заметку, что данная составляющая имеет тенденции к росту. Таким образом, единственный путь уменьшения расходов на перемещение — сокращение их количества. Сделать это за счет большей загрузки авто не удастся, поскольку автомобили и ранее загружались полностью. Каким же образом можно этого добиться?
Для получения ответа на этот вопрос был проведен дальнейший анализ и поиск ответов на вопросы, которые отмечены в методике Шага 3, как основные вопросы анализа.
По результатам анализа были сделаны выводы (некоторые приводятся ниже):
В маршрутах перемещений существовали нерациональные: Например, продукция первоначально перевозилась с юга (точка импорта) на склад на востоке для хранения, а через несколько месяцев обратно на юг либо на западный склад для доставки клиенту. Наличие таких перемещений было обусловлено тем, что процессы логистики не были синхронизированы с процессом продаж, в компании отсутствовала стратегия перемещений, решения о перемещении принимались сегодня на сегодня, руководствуясь принципом «товар должен храниться на наиболее дешевом складе». Региональные склады заполнялись товаром не равномерно, одна номенклатурная позиция перевозилась на один склад, а не на все склады региональные склады.
Отгрузка товара клиентов осуществлялась не с ближайшего к клиентам склада, а с того склада, где товар был.
Сценарный анализ показал, что если товар продается в течение 3-х месяцев с момента импорта, то затраты на перевозку 1 кг товара с ТЛС на собственный склад, его хранение и доставку клиентам в южном, центральном и западном регионах превышают затраты на хранение 1 кг на дорогом ТЛС и непосредственную доставку покупателям. То есть, если продукцию предполагается продать в течение трех месяцев с момента импорта, ее выгоднее оставить на ТЛС до момента реализации.
С учетом оборачиваемости запасов на складах затраты на хранение грн/кг/день на складах с высокой арендной ставкой оказались ниже, чем на складах с низкой арендной ставкой.
План продаж составлялся в целом по компании без региональной аналитики.
Шаг 4. Реструктуризация системы управления – повышение ее эффективности
После проведения анализа были приняты решения по реструктуризации бизнеса и оптимизации процесса логистики. Для управления процессами перемещения и доставки в первую очередь необходимо было разработать и внедрить методики планирования логистической цепочкой, обеспечивающие синхронизацию продаж, управления запасами и закупками, результатом применения которой будет оптимизация перемещений и сокращение транспортных расходов. В первую очередь был изменен принцип, по которому ранее осуществлялось перемещение товара с ТЛС на склад хранения. Для предотвращения нерациональных перемещений теперь все перемещения должны были осуществлять не на самый дешевый склад, а сразу на тот региональный склад, с которого в дальнейшем будет осуществляться доставка товара клиенту. Для реализации этого принципа был изменен как сам процесс продаж и процесс его планирования. Все были клиенты были сгруппированы и «привязаны» к ближайшему (исходя из плеча доставки) региональному складу. В соответствии с такой группировкой план продаж теперь готовится с дополнительной аналитикой (детализацией) по отгрузке товаров с определенного склада.
Все перемещения со склада импорта на остальные склады планируются на год, в зависимости от прогноза реализации с отгрузкой с определенных складов. При этом на складе импорта в обязательном порядке остается та часть продукции, которая впоследствии будет реализовываться клиентам, привязанным к этому складу.
Таким образом, при планировании перемещений исключаются нерациональные маршруты перевозок. Общее количество перемещений (и, как следствие, логистических затрат) удалось снизить за счет разработки методики планировании продаж и перемещений, синхронизирующей материальные потоки компании.
В завершении разработанные методики планировании продаж и перемещений были реализованы в бюджетной системе.
Результаты
Благодаря разработанной методике планирования, предприятие избавилось от нерациональных перемещений и доставок. Анализ фактических данных одного произвольно выбранного месяца года и бюджета, рассчитанного для него на основе данной методики, показал, что экономия расходов по статье «Затраты на перемещение» составила 12%.