Маргарита Черненко,
СМС, управляющий партнер Бюро Бизнес Инжиниринга
Современная постиндустриальная экономика характеризуется драматическим сокращением жизненного цикла успешных бизнес-моделей. Стратегическое управление сегодня должно быть "встроено" в операционную деятельность, а фокус повседневной работы менеджеров смещается с обычного управления в сторону стратегического управления. В связи со сменой приоритетов управления, бизнес предъявляет новые требования к ИТ-системам. ИТ-системы нового поколения должны поддерживать интерфейсную модель компании и обеспечивать объединение всех уже существующих в компании систем в единое информационное пространство компании.
UPE & PlanDesigner ИТ-система нового поколения
В статье рассматриваются основные преимущества, которые получает компания используя систему UPE & PlanDesigner в поддержке стратегического, тактического и оперативного уровней управления, в автоматизации управления эффективностью, в объединении существующих в компании ИТ-систем в единое информационное пространство компании.
В условиях кризиса для многих компаний безусловно первоочередной задачей стала реструктуризация системы управления с целью эффективного управления доходами, снижения затрат, управления доходностью активов и повышения эффективности бизнеса.
Основные возможности
Для поддержки внедряемых в компаниях современных инструментов управления «Бюро Бизнес Инжиниринга» использует систему UPE & PlanDesigner,являющуюся системой нового поколения, интерфейсной средой, позволяющей объединить в едином информационном пространстве все уровни (стратегический, тактический, оперативный) все функциональные сферы управления. UPE & PlanDesigner предназначен для автоматизации управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management) и является Визуальным конструктором, предоставляющим следующие возможности:
Свободу без ограничений на область применения В единой программе можно автоматизировать стратегические, тактические и оперативные процессы управления: создать Сбалансированную систему показателей (BSC), Управление стратегическими инициативами, Панели управления руководителей, KPI, Бюджетирование, Казначейство, Управление портфелем инвестиционных проектов с интеграцией управления проектами с бюджетным управлением и казначейством, Управленческий учет, Модели мотивации, Консолидацию в холдингах, систему экономического моделирования и комплексного многомерного анализа (факторный, сценарный — «что–будет–если») и многое другое.
Скорость создания и модификации Самое ценное конкурентное преимущество в современном мире — умение быстро реагировать. Визуальный конструктор UPE & PlanDesigner позволяет создавать прикладные решения с помощью мышки посредством техники «Drag & Drop» («перетащил и отпустил») силами ваших «предметных» специалистов (экономистов, финансистов, бизнес-аналитиков), используя интуитивно понятные пользовательские интерфейсы для каждого класса задач. Все алгоритмы и регламенты передачи и обработки данных задаются «предметниками» на визуальной схеме. Визуальное моделирование обеспечивает непревзойденную скорость построения прикладных автоматизированных бизнес-решений, а также возможность оперативно адаптировать ваши работающие решения под изменяющиеся требования бизнеса, продлевая их жизненный цикл и повышая вашу конкурентоспособность. С UPE & PlanDesigner «предметник» может взять на себя ответственность за создание автоматизированного решения для «задач своего профиля», «вписывая» его в единую систему всего предприятия, объединяющую работу десятков, сотен или тысяч пользователей, с динамическим разграничением прав доступа, выполняющего алгоритмы необходимой сложности и обрабатывающего огромные объемы данных.
Гибкость Бизнесу не нужно «ломать» себя под «стандартные решения», высокая гибкость и визуальное моделирование UPE & PlanDesigner позволяют реализовать в решениях индивидуальные особенности и конкурентные преимущества конкретного бизнеса, получить «индивидуальный пошив» без «программирования на уровне кода».
Интеграцию в едином информационном пространстве любых систем UPE & PlanDesigner позволяет интегрировать создаваемые решения и уже существующие в компании ИT-продукты как «промышленные» (SAP R3, Microsoft Axapta, 1С, Парус), так и «самописные» (включая таблицы Excel и документы Word) в единое пространство. Обмен данными обеспечивает возможность перехода («drill–down») между различными приложениями, объединяя их в единую информационную систему управления.
Прозрачность Интуитивно понятные интерфейсы и способы манипулирования данными, алгоритмы «каскадной фильтрации» информации на панелях управления, встроенный инструментарий «drill–down» («сверления, проваливания») до источников данных — все это обеспечивает прозрачность созданных решений для бизнес-пользователей. Специалист-архитектор легко разберется с логикой работы модели, ведь визуальные схемы взаимосвязей объектов строятся автоматически, а логика и структура всех объектов представлена в наглядной графической форме.
Масштаб и безопасность В основу UPE & PlanDesigner положены промышленные базы данных — MS SQL или Oracle. Это обеспечивает потенциал масштабирования (десятки, сотни и тысячи пользователей и миллиарды записей) и безопасность внедряемых решений. Средства удаленного доступа позволяют поместить базы в надежном месте, защитив каналы связи и обмен данными между пользователем и базой. Статическое разграничение доступа позволяет оставить в поле зрения конкретных пользователей только нужную им часть модели. А динамические права на данные будут автоматически меняться в зависимости от роли и стадии выполнения регламентов.
Интерфейсы и инструменты
В системе применяется набор пользовательских интерфейсов, де-факто ставших стандартами для своих классов задач. Структура, внутреннее содержание и специфика математических расчетов каждой формы определяются в ходе «визуального моделирования».
Многомерные формы (OLAP кубы) Являются идеальным инструментом для многомерного анализа и обработки агрегированных данных, для создания моделей бюджетного планирования и контроля. Если мы планируем в терминах «средние цены за период», «средние обороты за период» и т. п., то многомерные кубы — наиболее подходящий инструмент. Кубы PlanDesigner — не просто форма просмотра, в них можно вводить данные и «на лету» проводить различные расчеты, цветокодировать результаты, вращать представления, осуществлять «drill–down» по формулам, по связям между кубами (для анализа причин–следствий) и до первичных документов (интеграция с другими источниками данных — системами оперативного учета).
Реляционные формы (Z-лист) Это форма в виде «плоской» таблицы (списка, журнала, «реляционной» таблицы, «транзакционной» таблицы), каждая строка которой описывает конкретное событие (или транзакцию) с набором признаков (аналитик, статусов, дат и других различных типов данных), задаваемых набором столбцов таблицы. Так, в моделях казначейства каждый платеж является событием (или транзакцией), которое необходимо «обработать »: просчитать, согласовать, утвердить и исполнить. Z-листы могут быть многоуровневыми (вложенными один в другой), а также иметь множественные связи с другими листами. При формировании структуры Z-листов можно использовать не только «числа» и «справочники», но и множество различных типов данных: «файл», «текст», «счетчик», «галочка», «индикатор», «изображение», «дата» (или «календарь»), «время»/«интервал времени», «гиперссылка» и др. Z-лист — такая же гибкая форма, как и куб. Вы можете переставлять столбцы местами, сортировать, устанавливать различные фильтры, осуществлять группировки. При необходимости, можно обратить каждую строчку Z-листа в более привычную для пользователя форму «карточки документа», в которую он будет вносить данные.
Календарно-сетевые формы (КСФ) Предназначены для задач управления проектами. Ключевое отличие от других систем управления проектами — в UPE «проектное» решение интегрируется естественным образом с другими элементами управления предприятием (в том числе с управлением финансами — бюджетированием и казначейством). Левая («табличная») часть диаграммы Ганта обладает всеми свойствами Z-листов (фильтрация, группировка, задание произвольных формул или использование готовых функций). В нее можно включить любые дополнительные столбцы и справочник, тем самым обеспечивая связь контура проектного управления с другими контурами системы управления предприятием. Например, к работам можно привязать справочник статей расходов и автоматически получить связь проектного управления с бюджетами (т.е. при сдвиге графика работ автоматически будут меняться бюджеты и планы финансирования в соответствующих кубах или Z-листах).
Панели управления и стратегические карты Позволяют моментально оценить динамику и текущее состояние ключевых подсистем деятельности организации и за один «клик» отфильтровать критичные отклонения или по «drill–down» «провалиться» в любом направлении для более детального изучения информации. Их назначение — существенно сэкономить время менеджеров на анализ состояния бизнеса и принятие управленческих решений. Панели позволяют собрать на один экран ключевую информацию и представить ее в наиболее релевантной форме: схемы декомпозиции конкретных показателей BSC и KPI (схемы причинно-следственных связей), карты организационной ответственности, делегирование реализации стратегических задач, индикаторы, геопредставления, графики, таблицы (Z-листы и многомерные кубы), шкалы и другие элементы управления. Цветокодирование позволяет подчеркнуть, в каком состоянии находится тот или иной показатель в рассматриваемый момент времени.
Геоинформационные представления Позволяют привязать к географическим картам информацию, описывающую те или иные аспекты вашего бизнеса, и цветокодировать изображения в зависимости от содержания информации. Тем самым вы получаете наглядный способ представления и анализа KPI в привязке к географии с «двусторонней» обратной связью (можно выделить регион/объект на карте, а система автоматически отфильтрует показатели, характеризующие KPI данного региона/объекта).
Генератор отчетов Позволяет собрать необходимую информацию из любых источников данных: внутренних — объекты UPE & PlanDesigner (кубы, листы, КСФ), и внешних (ERP-системы, к которым генератор отчетов может подключаться напрямую), обработать (агрегировать, пересчитать, развернуть и т. п.) эту информацию и выгрузить во множестве распространенных форматов (текстовый, табличный, WEB, PDF, рисунок и т. п.) или отправить на печать. В отчеты могут быть включены данные в различных форматах (числовой, текстовый, фотография, индикатор и т.п.) и применено необходимое форматирование и цветокодирование в зависимости от содержания информации.
Математика Необходимую математику можно задать в рамках каждой из форм (прямые или обратные расчеты; автоматическое «взвешивание» для агрегатов, финансовые, инженерные и другие встроенные формулы; статистические алгоритмы, условные вычисления и т. п.). Кроме того, дополнительные вычисления можно проводить в связях и макросах при передаче данных между формами.
Макросы и связи Позволяют организовать передачу данных между формами (по сути, организовать обмен данными между сотрудниками предприятия, обеспечив коллективную работу и «единую версию правды» при огромных объемах данных), выполняя «по пути» необходимые вычисления и проверки. Макросы и связи позволяют «провязать» воедино всю модель. Например, данные, введенные в форму КСФ (управление проектами) с помощью макроса могут быть автоматически переданы в кубы (бюджеты) или в казначейство по нажатию кнопки пользователем. Макросы и связи также создаются путем «визуального моделирования». Логика модели прозрачна и подконтрольна специалистам-«предметникам».
Регламенты выполнения операций, сообщения, динамическое изменение прав доступа UPE & PlanDesigner обладает мощными средствами организации регламентов процессов. Эти средства дополнены инструментом сообщений, которые генерируются автоматически по шаблонам при наступлении условий (заданных в любом объекте системы: отклонения в показателях панели управления, в бюджете, в КСФ и др.) и могут «ходить» как в рамках системы, так и высылаться (или дублироваться) на электронную почту пользователей. Права доступа пользователя определяются как статически, так и могут изменяться динамически, в зависимости от регламентов тех или иных процессов, т. е. в процессе взаимодействия пользователей в системе, что существенно упрощает администрирование.
WEB-интерфейс Удалённый доступ конечных пользователей в систему может быть реализован через «терминальный режим» либо через WEB-интерфейс.
Все объекты интерфейсов и инструментов: кубы, Z-листы, диаграммы КСФ, панели управления, геоинформационные представления — связаны между собой "связями передачи данных", правилами передачи данных от объекта одного типа к объекту того же или другого типа.
Преимущества
Многомерные OLAP-кубы, списочные (журнальные, реляционные) формы, диаграммы Ганта, календари, панели управления с многомерной интерактивной графикой, геоинформационные представления, генератор отчётов – все интерфейсы являются стандартами для своих классов задач. Средства интеграции с другими системами и с офисными приложениями органично объединят ваши существующие решения. Все указанные формы и логику специалисты-«предметники» создают или реструктурируют путём визуального моделирования. В результате бизнес получает:
Реальное единое информационное пространство;
Визуальные средства для создания, реструктуризации и анализа полномасштабных бизнес-моделей с различных точек зрения;
Кардинальное снижение трудоемкости создания и реструктуризации бизнес моделей;
Кардинальное снижение времени подготовки квалифицированных специалистов;
Значительное снижение стоимости владения;
Возможность внедрения бизнес моделей сверху-снизу-одновременно – без риска совершения фатальных ошибок.